Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
697387

Плюсатор DiLouk 5

35

Ретро-рецензия на игру «Grand Theft Auto 3» при поддержке Razer

Ретро-рецензия на игру «Grand Theft Auto 3» при поддержке Razer
Grand Theft Auto III - Ретро-рецензия на игру «Grand Theft Auto 3» при поддержке RazerРетро-рецензия на игру «Grand Theft Auto 3» при поддержке Razer

Скандалы, политические интриги, судебные разбирательства, убийства школьниками сверстников, Джек Томпсон - какие только неприятности не преследовали Grand Theft Auto 3 и её создателей, Rockstar Games. Тогда, в 2001 году, игра произвела настоящий фурор, а её авторы были сполна вознаграждены многомиллионными продажами и несметной армией поклонников, на Руси называемых "гташниками". Десятки, или даже сотни игр-подражателей, объединенные в обидный поджанр "клон GTA". Спустя годы можно с уверенностью сказать: GTA 3 изменила этот мир навсегда.

История нашего молчаливого безымянного героя начинается с того, что при ограблении банка Либерти Сити его предает и ранит собственная девушка. Впрочем, как мы узнаем много лет спустя в GTA: San Andreas, неудачника зовут Клод, а Каталина всегда была стервой. Но вернемся к нашим баранам: Клода отвозят в госпиталь, а после лечения суд приговаривает его к десяти годам заключения. Но судьба распорядилась иначе: амнистия наступает в тот момент, когда Клода и двух других осужденных перевозят в тюрьму Либерти Сити. Полицейский кортеж атакован на мосту Каллахан бандитами, стремящимися освободить одного из заключенных. После короткой разборки, на мосту взрывается бомба с часовым механизмом. Погибают все, кроме Клода и еще одного неудачника с перебинтованными руками. Как выясняется позже, его зовут 8 Шар (или просто Лысый в русской локализации) и он занимается взрывчаткой. В этом месте нам наконец дают управление, сажают в машину, и наступает пора с головой окунуться в атмосферу преступного мира города Свободы.

Сначала Клоду не очень доверяют, и заставляют делать самую грязную и мелкую работу, вроде развоза проституток и угона автомобилей с последующей перекраской. Но потом, когда он попадается на глаза людям занимающим более высокое положение, он постепенно приобретает авторитет и удостаивается внимания самого дона. Однако, как известно, быть слишком близко к начальству не только выгодно, но и опасно. Это правило Клоду придется ощутить на собственной шкуре. Позже ему предстоит работать на многих очень странных персонажей, вроде любительницы пыток и человека, который прячется от ФБР в общественном туалете. Ну а в конце Клод отомстит той, что предала его. Все это дело демонстрируется посредством небольших роликов в начале и конце миссии. Ну и конечно, говоря о заданиях нельзя не вспомнить о "телефонных" миссиях. Это когда кто-то звонит на телефон-автомат и предлагает нам работенку, не связанную с основным сюжетом. Всего таких телефонов три, и по окончании квестовой линейки каждого из них Клод будет ссориться с одной из банд, представители которой теперь всегда будут агрессивны.

Либерти Сити цепляет всерьез и навсегда. Стоит нам сесть в машину, как включается радио. Самое настоящее: там есть диджеи, которые регулярно напоминают название радиостанции ("Вы слушаете Head Radio, рок Либерти Сити вот уже 60 лет. Диджей Майкл Хант дарит тебе поток рока и попсы в режиме нон-стоп. Это Head Radio"), отмачивают бородатые шутки ("А сейчас будет песня из 60-х. Тысяча семьсот шестидесятых, на самом деле, ха-ха"), и настоятельно просят не переключать радиостанцию на время рекламы ("Вы обязательно дождетесь, если действительно любите меня"). А уж какая тут реклама... "Хочешь котёнка? (Мяу!) Закажи его с доставкой на дом. Просто зарегистрируйся на PetsOvernight.com и мы пришлём тебе симпатичного котёнка вечером или ночью. PetsOvernight.com – доставка маленьких комочков любви, в коробке, прямо к твоей двери (Гав!)". Ну и разумеется на радио было самое главное - музыка, самых разных жанров и возрастов. Радио играло очень важную часть атмосферы, да и просто не давало соскучиться за баранкой.

Если не гнать сломя голову к финальным титрам, то можно найти очень много разнообразных надписей, плакатов и рекламных билбордов, многие из которых отменно пародируют реально существующие бренды и слоганы. Все это добро было перерисовано локализаторами из Буки, за что им низкий поклон. Так, можно найти рекламу фильмов "Солдаты неудачи, (слоган ниже) Они ушли вместе и вернулись по частям" и "Арнольд Стилоне, месть городу". Недалеко от гаража "У Эдди", в котором по началу поселится Клод, есть здание "Микротех Электроникс", магазин "Пип-Ленд, страна игр", а также "Топлес бар У Вузи", который рекламирует вывеска "Оргии 24 часа, бесплатный буфет". В тему общепита: в Либерти Сити процветает бизнес разнообразных забегаловок, вроде китайской "Лапши на уши", или Больницы Либерти Сити, "ешь таблетки как конфетки". Повсюду на земле лежат газеты с заголовками "Видели зомби-Элвиса". И еще много-много самых разных приколов, нахождение которых будет вознаграждением для внимательного игрока.

Негласно считается, что город в GTA 3 срисован с Нью-Йорка, но на все претензии мэра города реального, Rockstar отвечают очень просто: - " у нас никакой не Нью-Йорк, у нас Либерти Сити". Однако, в общих чертах, совпадений слишком много, чтобы считать это просто случайностью. Либерти Сити разделен на три части - острова Портленд и Стантон, а также часть материка "Прибрежная долина". Изначально нам доступен только Портленд, однако продвигаясь по сюжетной лестнице, можно дождаться восстановления моста Каллахан, открытия метро и авто туннеля, после чего нас пустят сначала на остров Стантон, а затем и в "Прибрежную долину". Все они обладают своей уникальной атмосферой, архитектурой, населением. В Портленде в основном живут бедные сословия, а главными достопримечательностями являются небольшой парк, порт (отсюда и название), китайский квартал и небольшой особняк на вершине холма, и лишь в Портленде есть железная дорога над городом с несколькими станциями. Примерно посреди Стантона располагается деловой центр, много небоскребов, стадион, большая стройка непонятно чего и небольшая пристань. В "Прибрежной долине" преобладают частные особняки, есть дамба, а самое главное - Аэропорт Фрэнсис Интернешнл, в котором можно найти единственный в игре самолет, которым можно воспользоваться.

Вы спросите, чем же был недоволен мэр Нью-Йорка, как игра компрометирует вверенный ему город? У-у, это самое сладкое. Первое что бросается в глаза, это разгул бандитизма. Районы города оккупировали несколько преступных группировок, таких как итальянская мафия, китайская триада, колумбийский картель, японская якудза и несколько вымышленных размахом поменьше, вроде банды диабло, вооруженных лишь бейсбольными битами. Разумеется, все они так или иначе встречаются по ходу сюжета, но также представляют нескончаемую армию вооруженных отрядов, патрулирующих город пешком или на казенных автомобилях. То тут, то там постоянно возникают перестрелки с полицией, или стычки между враждующими бандами. Стоит напасть на одного, или просто нечаянно наехать, как все остальные его сообщники попытаются убить Клода. А уж когда по сюжету за его голову назначается награда, тогда Либерти Сити превращается в одно большое поле битвы. Налетая на кучку мафиози с дробовиками, впервые по-настоящему понимаешь, зачем Клода сделали не каким-нибудь рембо, а самым настоящим терминатором.

Помимо организованной преступности, на улицах бывают и одиночки, которые угоняют автомобили (могут вытащить из машины даже самого Клода!), или обворовывают других прохожих. Подобный акт неизменно заканчивается потасовкой, к которой присоединяются посторонние прохожие и иногда полиция. И непременно кто-нибудь погибает. Из неудачника "выпадают" деньги и оружие, если оно было. "Смерть" персонажей обставлена презабавно: они падают наземь в луже крови, а затем... приезжает скорая помощь. Она не только очень быстрая, но и совершенно фантастическая: врачи подбегают к телу, делают пасы руками, после чего персонаж... встает как ни в чем не бывало, будто его только что накрыл вовсе не свинцовый дождь, а просто забрызгало кетчупом. Но если помощь не успевает, тело исчезает, а на его месте остается след белого мела в точности обрисовывающий его фигуру, как будто на месте побывала полиция и уже увезла тело в морг. Кстати, по приезду скорой количество тел может увеличиться - права у водителей явно купленные.

Игровой процесс в GTA 3 был устроен довольно странно для своего времени. Сохраняться можно лишь в одном месте на каждом из трех районов города. Также можно сохранить одну или две машины в гараже, который непременно идет в комплекте с квартирой для сохранений. Перемещаться по городу можно самостоятельно, нестись сломя голову на очередную миссию никто не заставляет. Ориентироваться на местности помогает небольшой радар внизу экрана. Вне миссий на радаре показывается лишь буква "N" обозначающая север, ближайший "дом-сохранялку" и значки самих миссий в виде латинской буквы, на которую начинается имя того кто должен дать задание. В отличие от последующих частей серии, в "трёхе" нет полноценной карты. Это одновременно и неудобно, и очень интересно. Приходится заучивать повороты наизусть, находя отличительные признаки повсюду. По большей части радар указывает лишь направление к цели, саму дорогу придется искать самостоятельно. Ощущения "первопроходца" на таком уровне, не было ни в одной из последующих игр серии.

Помимо прочих, в GTA 3 было несколько мотиваций изучать город самостоятельно, вне заданий. Первая из них - это 100 спрятанных вещей, каждые десять которых навсегда помещают возле каждой из квартир Клода новое халявное оружие, запасы которого можно собирать бесконечно. Когда я играл в первый раз, у меня не было никакой карты о нахождении этих вещей, и я собрал 92 из них. Очень не плохо, согласитесь. Также повсюду раскиданы "уникальные трюки" - это трамплины, прыжки на которых показываются в замедленной съемке, после чего появляется сообщение о выполнении. Еще есть так называемые "миссии ярости": значки в виде черепа, собрав который, Клод получает определенное оружие и задание убить энное количество бандитов той или иной группировки, или взорвать столько-то машин, за отведенное время. Также есть несколько автомобилей с надписью "серьезные игрушки", при угоне которой начинается задание по взрыву машин группировок с помощью... маленькой радиоуправляемой машинки. Ну и конечно гонки по чекпоинтам - изнуряющий марафон на автомобиле, в котором нужно проехать через все разбросанные отметки. Стоит сделать одно неосторожное движение, как машина может свалиться в море.

А плавать Клод не умеет. "Здоровье" и "броня" отображается в виде числового значения, и пополняются с помощью специальных бонусов, разбросанных по городу. А ночью можно подъехать к проститутке... после чего здоровье может не только восстановиться, но и дойти до 125, вместо обычных 100 очков. Эта особенность вызвала очень бурную реакцию общественности, еще сильнее пропиарив игру. Также можно найти несколько "адреналиновых пилюль", которые включают замедление времени. Ну а от преследования полиции поможет освободиться значок "взятки", в виде звездочки. Второй способ - это перекрасить машину в специальной салоне покраски ("Плати - покрасим, мгновенный автосервис!"). Добывать оружие можно как убивая тех кто его носит, так и просто собирать припрятанное в самых разных местах. Но проще всего - купить в магазине. В ассортименте: пистолет, Узи, дробовик, АК-47, пулемет M16A1, ракетница, огнемет, гранаты и коктейль молотова. Помимо выполнения миссий, можно подзаработать выполняя "профессиональные" задания. Среди них работа водителя скорой помощи (теперь понятно, каким образом туда попадают люди без прав), полиции (да-да), таксиста, и пожарника. Кстати, задания полиции можно выполнять сразу в нескольких моделях транспортных средств, включая его величество танк Рино. Добрый час концентрированного удовольствия гарантирован!

Grand Theft Auto 3, навсегда останется в истории как самая первая игра про беспредел в большом городе. Во всяком случае, как первая трехмерная игра. Дальнейшая судьба серии сложилась крайне удачно: через год на свет вышел GTA: Vice City, который негласно был основан на кинофильме Лицо со Шрамом, добавил в игру мотоциклы, вертолеты, яркие краски и много чего еще. GTA: San Andreas и вовсе возвел все достоинства серии в квадрат, дав игрокам на растерзание целый штат, с тремя полноценными городами и сельской местностью. Ну а Grand Theft Auto IV можно восхищаться уже только тем, что она умудрилась сохранить всю привлекательность серии, перейдя на новый (впервые!) передовой графический движок и сделав ставку на реалистичность.

Ну и напоследок хочется пожелать Rockstar Games удачи и творческих успехов, в виде скорейшего выхода Grand Theft Auto V!

Скриншоты

35
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

14 комментариев к «Ретро-рецензия на игру «Grand Theft Auto 3» при поддержке Razer»

    Загружается
Чат