Ну а девушки? А девушки потом! Обзор игры Birds of Steel
Авиасимуляторы всегда казались мне странным жанром. С одной стороны, почувствовать себя пилотом иногда хочется, но липкий и тягучий процесс выполнения заданий быстро возвращал меня с небес на землю. Когда-то “Ил-2 Штурмовик” отбил у меня всяческое желание взлетать с аэродромов, куда-то лететь на протяжении получаса, наматывать круги над наземной целью, которую никак не получается подбить, или же ошалело гоняться за сумасшедшим вражеским пилотом, поминутно входя в штопор и разваливаясь на части. Красиво, реалистично, но как-то бестолково. В последний раз летал на самолетиках в Battlestations: Pacific, но там и жанр несколько другой, более приближенный к стратегии, и воздушные битвы совсем уж простенькие. После нескольких лет игнорирования авиасимуляторов, я все-таки решил посмотреть один занимательный проект от Gaijin Entertainment на тему Второй мировой войны – Birds of Steel.
В графическом плане Birds of Steel выглядит очень симпатично, но некоторые модельки самолетов можно было бы прорисовать чуть тщательнее. В остальном же все хорошо – морские просторы и земные ландшафты с городами и поселениями выглядят весьма натурально и реалистично, если учитывать жанр игры. На аэродромах и палубах авианосцев мельтешит персонал, иногда по дорогам проезжают машины, так что абсолютно пустым мир не кажется. Каждая миссия проходит в несколько этапов – взлет, полет к определенной точке, получение задания и посадка. На упрощенном уровне сложности иногда и взлет не требуется, а посадка на аэродром предлагается в качестве второстепенного задания. Но стоит выбрать реалистичный режим, как все скидки для игроков убираются. Делайте все по плану, предусмотренным главнокомандованием. В целом, с режимами происходит непонятная ситуация. Понятно, что упрощенный уровень сложности сделан для новичков, но он слишком уж простой. Вражеские самолеты можно подбить с расстояния в несколько километров, а с близкого расстояния достаточно одного или нескольких выстрелов из пулемета, чтобы самолет оппонента клюнул носом и пошел на внеплановую посадку с жутким гудением и черным дымом из-под хвоста.
Реалистичный режим идет в другую крайность – игра не прощает ошибки, летать становится по-настоящему сложно. При любом неверном движении самолет входит в штопор и юзом падает на землю. Подстрелить врага в воздухе или скинуть бомбу на корабль удается лишь с десятого раза, так как самолет трясет и постоянно уводит в сторону. Вражеские зенитки начинают стрелять в несколько раз чаще и сильнее, самолеты врага обзаводятся нехилым запасом брони, а потопить небольшой эсминец и вовсе практически невозможно. Ну как прикажете уничтожить 39 вражеских бомбардировщиков, имея под своим началом всего лишь два истребителя, которые разваливаются от одной удачной пулеметной очереди? Проще обпиться саке и совершить подвиг камикадзе, что, кстати, в Birds of Steel не возбраняется делать.
Перед началом каждой миссии можно выбрать параметры полета. Например, поставить ограниченное количество топлива и минимальный боезапас, но это прельстит лишь самых хардкорных игроков. Если в режиме реализма поставить неограниченный запас топлива и боеприпасов, то за перевооружением все равно нужно лететь на аэродром и тратить драгоценное время. На простом уровне сложности боезапас восстанавливается сам (если поставить неограниченные т/б), но на это может потребоваться время от 20 секунд (пулеметы и пушки) до минуты (торпеды).
Во время полета или после уничтожения вашей “птички” можно переключиться на другие самолеты в звене и продолжить битву. Миссия заканчивается поражением игрока, если все самолеты потерпели крушение или были сбиты. Случается и так, что все авиационное соединение уничтожают в первые же минуты, так что переключаться просто не на кого. После провала задания приходится начинать все заново, никаких сохранений или контрольных точек в Birds of Steel не предусмотрено.
Модель повреждений самолетов в Birds of Steel не блещет разнообразием. Самолет может лишиться крыльев и хвостовой части, но на мелкие части разваливаться, не способен. Иногда отваливаются шасси и клинит пропеллер. Если самолет существенно потрепан, на корпусе появляются дырки и вмятины, но на решето “стальная птичка” все равно походить не будет. В особо редких может заглохнуть мотор и самолет будет планировать в воздухе до тех пор, пока не упадет (или не сядет) на землю. Степень повреждения самолета отмечается на специальном индикаторе, где можно посмотреть, какая часть боевой машины находится в критическом состоянии.
Историческая кампания предлагает поучаствовать в сражениях на Тихооеканском театре военных действий, где, по мнению американцев и англичан, решалась судьба всего мира. Без Перл-Харбора никуда, смотрим, как горят линейные корабли с высоты птичьего помета полета, затем плавно перемещаемся к баталиям в Коралловом море, битвам за Мидуэй и Гуадалканал. Игровая кампания заканчивается в 1942 году, когда наступил переломный момент - японский флот потерял большую часть своих авианосцев, а флот США стал наступать по всем водным фронтам. Поиграть можно за обе стороны конфликта, но миссии не сильно отличаются друг от друга. Большая часть сражений в кампании проходит над океанами и морями. Игроки должны сопровождать бомбардировщики до цели, вступать в бой с превосходящим количеством истребителей, топить авианосцы и корабли сопровождения. Встречаются задания с поддержкой наступления наземных частей. Например, в одной из миссий следует помочь союзным войскам перебраться через реку, уничтожив танки и артиллерийские орудия противника.
Кампания падка на эпичные моменты, что показывается, например, при встрече двух флотов. Десятки кораблей и сотни самолетов с обеих сторон, взрывы от зенитных снарядов, горящие авианосцы – все стреляет, взрывается, падает и тонет. В такие моменты Birds of Steel уделывает Battlestations: Pacific по всем параметрам, хотя морские и воздушные сражения в последней игре проходили весьма нешуточные. К сожалению, в исторической кампании таких моментов не очень много, а само прохождение успевает наскучить ближе к концу.
Помимо основной игровой кампании, имеется и динамическая, в которой можно выбрать интересующий вас регион. Надоели сражения между самураями и янки? Милости простим поучаствовать в битвах за Рур или сражениях за Кубань. Всего же в разделе порядка восьми массовых отрезков. Чем интересен этот режим? Перед игроками предстает карта региона, поделенная на множество секторов. Выполняя миссии в произвольном порядке, можно захватывать сектора, тем самым приближаясь к победе. Динамическая кампания не придерживается исторической действительности, так что можно существенно “поднаддать” союзникам в лице Великобритании, США и СССР и тем самым переписать историю. Перед началом боевых действий игра показывает, каким количеством войск располагает та или иная сторона. Это касается не только самолетов, но и артиллерии, танков, средств ПВО и пехоты. Не до конца понятна механика подсчета потерь после победы или поражения, тем более что на участке фронта, по данным системы, находятся сотни танков и самолетов, десятки кораблей и тысячи пехотинцев. Скорее всего, имеется взаимосвязь между успехами игрока во время выполнения полета и общей положительной тенденцией на фронте. Даже если проиграть миссию, но при этом выполнить некоторые поставленные задачи, то потери среди личного состава не будут столь велики. Стоит отметить, что каждый сектор – это эпичное полотно, где разворачиваются нешуточные баталии. У побережья перестреливаются группы кораблей, на суше идут в атаку пехотинцы при поддержке тяжелой техники, где-то на горизонте истребители терроризируют бомбардировщики, везде что-то горит и взрывается.
Можно отвлечься от выполнения поставленной задачи и полететь на подмогу дружественной эскадрилье, или поддержать союзную бронетехнику на переправе через мост. За уничтожение вражеских подразделений или стратегических объектов (бункеров, мостов) игрок получает опыт, а за выполнение основной задачи – очки славы. Динамическая кампания ориентирована на мультиплеер и кооперативный режим, но можно поиграть и в одиночку при поддержке искусственного интеллекта. Еще одна интересная особенность динамической кампании - недоступность большинства типов самолетов в начале игры. То есть, если при выборе периода вы остановитесь на 1945 году, то почти все миссии будут находиться под “замочком”. Это связано с тем, что у вас просто нет нужного самолета, соответствующего выбранному региону и временному отрезку. Пока нет.
В Birds of Steel каждому игроку предлагается ангар, в котором можно не только раскрасить свой самолет, нарисовать акульи морды и сделать надписи (“За Сталина”, “Фронту – от колхозника Конева Василия”), но и прокачать интересующую вас ветку “стальных ласточек” на манер World of Tanks. Всего в ангаре представлено пять сторон – США, Великобритания, СССР, Япония и Германия. Каждая ветка начинается с “бесплатных” и самых слабых самолетов. Для их приобретения не требуется обладать каким-либо уровнем или иметь в копилке нужно количество очков славы. Все эти самолеты доступны изначально, их можно задействовать в динамической кампании или сетевом бою. Для получения новых типов боевых машин надо копить очки и зарабатывать уровни в сражениях. Самолеты открываются постепенно, перескакивать через несколько позиций не разрешается. Вот и приходится летать на всевозможных “кукурузниках”, прежде чем поднять на крыло действительно хорошую машину с пропеллером. Кстати, о пропеллерах. В Birds of Steel имеются почти все самолеты времен Второй мировой войны, а немецкая ветка и вовсе заканчивается реактивными истребителями Me.262 и Heinkel He.162 V1.
Помимо исторической и динамической кампаний, в Birds of Steel можно обнаружить ряд отдельных миссий, которые предлагают игроку полетать на хороших самолетах изначально. Тем не менее, за участие в таких миссиях не начисляются очки славы. Также существуют еще два кооперативных режима – Турниры и События. Для доступа к ним нужно иметь достаточно высокий уровень и хранить в ангаре самые современные модели самолетов. За участие в режимах начисляются рейтинговые очки.
Birds of Steel удивляет своим размахом не только в плане сражений - игра буквально лопается от обилия всевозможных настроек и документального контента. Скучная историческая кампания является лишь преддверием основной “вкусности” – различных сетевых режимов, где можно соревноваться с другими игроками, зарабатывать себе уровни и титулы, открывать новые модели самолетов.
Рейтинг: 8 из 10